Акустическая отделка студии включает в себя набор различных материалов, элементов и их комбинаций, применяемый при внутренней обработке студии, необходимый для создания требуемых характеристик звукового поля. В контрольных комнатах акустическая обработка в совокупности с правильным выбором геометрии помещения применяется для создания равномерно распределенного, сбалансированного частотного отклика в как можно более широком спектральном диапазоне. При обработке, как в больших, так и в малых студийных зонах важно не переглушить звук, сделав его «мертвым». Основная задача – соблюсти акустический баланс во всем слышимом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. В этих целях, а также из-за сравнительно большой длины звуковой волны на низких частотах, рекомендуется использовать не только пористые поглотители, но и абсорберы, работающие по другим принципам. Пористые поглотители эффективны в том случае, когда молекулы воздуха движутся в волне звукового давления (компонент скорости), и когда длина этой волны не превышает более чем в 4 раза толщину поглотителя. Например, на 400 Гц длина волны составляет 850 мм, поэтому толщина поглотителя должна быть не менее ¼ от этого, то есть не менее 200 мм. Из-за того, что воздух не движется на границе раздела сред, 100 мм поглотитель относят и закрепляют на расстоянии 100 мм. от стены/потолка. Подобное применение пористых абсорберов весьма практично, и получило широкое распространение.
Абсорбция/диффузия при помощи решетчатых конструкций.
Мембранное звукопоглощение.Одной из самых важных методик работы со звуком в контрольной комнате студии является поглощение низких частот при помощи мембран. Будучи чувствительной к давлению, мембрана за счет своих вязкоупругих свойств, преобразует часть звуковой энергии в колебательные движения и поглощает ее. Мембранное поглощение абсолютно не зависит от длины волны. Максимумы звукового давления наблюдаются в углах помещения, таким образом, именно там следует размещать абсорберы мембранного типа. Сама мембрана должна обладать значительной массой и жесткостью для того чтобы накапливать энергию давления звуковой волны, и, в то же время, быть достаточно эластичной, для того чтобы совершать колебательные движения, и рассеивать накопленную энергию в виде тепла. Все указанные характеристики будут соблюдены, если изготовить герметичную камеру прямоугольной формы и поместить ее непосредственно за мембраной. Получится конструкция, похожая на прямоугольный односторонний барабан. Внутрь следует проложить пористый поглотитель типа минеральной ваты или акустической пены, и поместить все устройство на стене или потолке помещения. Как указывалось ранее, данный поглотитель не зависит длины волны, поэтому при толщине всего 150 … 200 мм он эффективно работает в низкочастотной области спектра. Также важно, что он не вносит избыточное поглощение высоких частот, что неизбежно произошло бы при использовании его пористого аналога. Звукопоглощение с помощью перфорированных конструкций.Традиционные звукопоглощающие элементы и конструкции, используемые в студиях различного назначения, обычно затягиваются звукопрозрачной тканью. Это делает их похожими одна на другую, и не дает особого пространства для дизайнерской мысли. В этом плане перфорированные панели оставляют значительно больший простор для творчества и позволяют не прятать акустическую начинку за тканью, а наоборот показывать ее. Перфорированная панель обеспечивает значительную диффузию средних и высоких частот, кроме того, сами отверстия выступают в роли поглотителя Гельмгольца, и работают в средней и низкочастотной области спектра. Если на заднюю часть панели закрепить акустическую пену и поместить всю конструкцию на некотором удалении от стены, то эффективность диффузора увеличится, а спектральный диапазон расширится. Данные устройства также не вносят избыточного поглощения высоких частот, свойственного стандартным пористым абсорберам. В студийных помещениях очень важно соблюсти акустический баланс в широкой полосе частот. Стандартные методы акустической обработки с использованием пористых поглотителей на основе минеральной ваты или акустической пены разной толщины и плотности просто не позволяют этого сделать, так как в принципе не способны справиться с задачами низкочастотного поглощения. При снижении частоты длина волны звукового давления неизбежно возрастает, достигая уже на 100 Герцах расстояния в 3,4 метра. В точке, соответствующей ¼ длины волны, где скорость движущихся молекул воздуха начинает позволять пористое поглощение, толщина абсорбера становится слишком велика и непрактична. Также возникает диспропорция, связанная с избыточным поглощением высоких частот наряду с недостаточным поглощением низких. Таким образом, комбинация мембранных, пористых и перфорированных акустических материалов абсолютно необходима для достижения верного акустического баланса в студии.
Пятьдесят на пятьдесят (50/50)Очень эффективна акустическая обработка стен или потолков методом «шахматной доски». Вначале монтируется отстоящий на 100 мм от стены деревянный каркас из бруса сечением 50 мм х 100 мм и полностью прокладывается акустической пеной толщиной 100 мм. Решетка каркаса имеет ячейку 600 мм х 600 мм. Затем половина ячеек в шахматном порядке закрывается перфорированными листами из ДВП. Диаметр перфорации 3 мм, шаг 38 мм, толщина ДВП 3 … 4 мм (обращаем ваше внимание, что данная плита не является аналогом имеющихся в продаже листов ППГЗ). Таким образом, формируется конструкция, работающая как поглотитель Гельмгольца. В сочетании с равномерно распределенными звукоотражающими площадками ДВП и поглощающими свойствами пористой акустической пены, эта конструкция прекрасно работает в широком диапазоне частот, и в частности, особенно эффективна в вокальных комнатах, а также в помещениях для записи и прослушивания музыкальных инструментов, где требуется сдержанная, «сухая» акустика. Кроме того, устраняется крайне нежелательный эффект «ватного» безэхового помещения на высоких частотах, в то время как на средних и низких комната перенасыщена отражениями.
Трансформируемая акустика.
По вопросам приобретения книги (на англ. языке) вы можете обратиться в Московский офис компании «Recording Architecture», компанию ASPD Архитектура и Акустика. Источник: http://Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» | |
| |
Просмотров: 79 | | |
Всего комментариев: 0 | |